Ольга Мазур Психолог, Архетипотерапевт

5 тезисов о применении дыхательных практик в Магическом Театре

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Эта статья предназначена для практикующих Ведущих Магического Театра (Магический Театр — метод психотерапии, глубинного самоисследования и социального дизайна, созданный в 1992 г. в Санкт-Петербурге Владиславом Лебедько). Магический Театр как трансформационная технология многогранен и «всеяден», и синтезирует широчайший спектр методических приёмов (постструктурная телесная работа, терапевтическая метафора, элементы гештальт- и арт-терапии, авторские архетипические технологии и др.). В этой статье впервые предлагается тезисное обоснование применения в Магическом Театре практик связного дыхания. Это очень легкое прикосновение к данной теме, и я категорически не рекомендую Ведущим МТ экспериментировать с дыхательными паттернами участников без предварительного изучения и проживания оных в собственном теле. Дыхание — мощнейший инструмент, легко активирующий непривычные режимы работы головного мозга и изменения в работе соматических и вегетативных функций, и задействовать его стоит, только уверенно освоившись в дыхательном пространстве и развив чуткость к симптоматике смены состояний!

Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит — 
Как он дышит, так и пишет, 
Не стараясь угодить!
Так природа захотела,
Почему? – Не наше дело,
Для чего? – Не нам судить.

Булат Окуджава

 

Тезис 1. Дыхание и состояния сознания человека связаны НЕРАЗРЫВНО

Начнем издалека, ведь механизм дыхания, увы, не часто становится инструментом трансформационной работы. Почему-то не очевидно, что через дыхание, так же, как и через тело (движение, позы, и т.д.), возможно управлять психическими процессами. Но отчего же фразы типа «от ужаса в зобу дыханье спёрло», «дышу полной грудью» или «надышаться тобой не могу» так выразительны и моментально передают читателю состояния? Оттого, что они не являются вымученными метафорами, а технологически точно описывают «дыхательный аккомпанимент» чувств, знакомый нам на собственной шкуре — что тоже не метафора! Именно «на шкуре», т.е. с древнейших времен, и у животных, и у человека в центральной нервной системе существует механизм автоматической регуляции дыхания. Этот дыхательный центр координирует ритмическую деятельность ды­хательных мышц и постоянное приспособление внешнего дыхания к изменяющимся условиям внутри организма и в окружающей среде. В радости и в скорби, в покое и в истерике, за обеденным столом и на любовном ложе – человек всегда дышит по-разному, даже не задумываясь об этом.

Случалось ли у Вас, чтобы, сохраняя интенсивный темп при пробежке, Вы дышали медленно и поверхностно? Или чтобы в депрессии Ваше дыхание было не поверхностным и сдавленным, а глубоким и мощным? Нет, не случалось – это невозможно. А что будет, если Вы в ходе деятельности (в истерике, в сексе, в релаксации, и т.д. ) волевым усилием измените характер дыхания? Ваше состояние неминуемо изменится вместе с дыханием.

Тезис 2. Привычная структура дыхания отражает структуру характера

То, как дышит человек, отражает не только его текущее состояние, но и саму структуру характера, структуру доминантного реагирования. То есть в одинаковых внешних условиях люди всё равно дышат по-разному, что связано и со структурой хронических телесных напряжений. В телесной терапии принят тезис: чем разнообразнее и легче двигается человек, чем легче он управляет своим телом, чем богаче его двигательный диапазон, тем лучше он приспособлен к реальности, тем шире его восприятие мира.

То же самое можно сказать и о дыхании. Чем жестче дыхательные паттерны человека, тем ограниченнее его восприятие мира (и наоборот). Дыхание связано с восприятием через физиологический механизм, задействующий работу и головного мозга.

Анализировать можно следующие параметры: длина вдоха и выдоха, их соотношение, наличие и характер пауз между вдохом и выдохом, глубина самого дыхания (верхнее, среднее, нижнее дыхание), его интенсивность и частота. Особенно интересна пауза между вдохом и выдохом. Задержка дыхания на вдохе и на выдохе в нашей культуре свойственна взрослым людям, но не существует у младенцев, как и у животных. Чем больше ситуативного или хронического напряжения – тем длиннее пауза между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом. Чем более расслаблен человек и открыт для восприятия – тем длиннее его дыхание и меньше задержка между фазами.

Сдерживать дыхание ребенок начинает приблизительно в том же возрасте, когда начинает говорить – членить восприятие на вербальные единицы. Дыхание без пауз между вдохом и выдохом называется циклическим, циркулярным или связным.

Тезис 3. Выходя за собственные пределы, человек всегда дышит связно

Связное дыхание является нехарактерным для взрослого западного человека (обусловленного большим количеством шаблонов восприятия: хорошо-плохо, правильно-неправильно, можно-нельзя). Метафорически пауза в циркуляции дыхания (одновременно, в энергообмене и в информационном метаболизме) равнозначна включению запрета (на осознание, на память, на принятие информации, на действие, и т.д.), или, в терминах психоанализа, вытеснению. Исключение паузы между вдохом и выдохом активирует динамику бессознательного, то есть способствует обострению и осознанию конфликтов и последующим интегративным процессам. Это может происходить мягко или драматично, в зависимости от конкретной используемой техники, созданных контекстов, навыков саморегуляции и т.д., но в любом случае, связное дыхание – это Наслаждение, прерывистое – Запрет.

При связном дыхании приходит в действие сложный и парадоксальный биохимический механизм, меняются структура мозгового кровотока и характер волновой активности мозга. Особенности этого процесса – кривая входа и выхода, глубина состояния и пр. – зависят от огромного количества переменных. И при достаточной интенсивности процесса происходит временное разрушение привычных межнейрональных связей и появляется возможность их переструктурирования. Говоря в терминологии А.Ухтомского, это состояние даёт на физиологическом уровне доступ к возможности расшатать, изменить или сломать доминанту восприятия!

С точки зрения практического опыта, у каждого есть опыт спонтанного связного дыхания и инициированных им спонтанных измененных состояний сознания! Женщины в истерике всегда дышат связно, спортсмены при высоких нагрузках дышат связно, связно начинает дышать любой человек в ситуации сверхактивного действия – когда нужна экстремальная энергия для того, чтобы справиться со сверхсложной задачей, для выхода за привычные пределы! Прекрасный секс – это всегда связное дыхание! Творческий акт – это всегда связное дыхание!

Выходя за собственные пределы, человек всегда дышит связно.

4. В современной психотерапии известно: управляя дыханием, можно глубоко управлять состояниями

Трансформационные возможности дыхания известны в разных традициях человечества с древнейших времен. На паттернах связного дыхания основано огромное количество практик в шаманизме, буддизме, индуизме, христианстве – список поистине бесконечен. Тут и суфийский зикр, и мантра-медитации, и пранаяма, и молитвенные песнопения. В западную же традицию дыхательные практики пришли в 20 веке под соусом психотерапии.

К настоящему моменту арсенал дыхательных практик в психотерапии очень велик. Прежде всего, это райхианская терапия, холотропное дыхание (С.Гроф), ребёфинг (Л.Орр), вайвейшн (Дж.Ленард), Дыхание-Музыка-Движение (В.Козлов).

Вильгельм Райх, и вслед за ним Александр Лоуэн использовали интенсивное дыхание, чтобы снимать мышечно-эмоциональные блоки и характерный панцирь.

А.Лоуэн писал: «Впервые я отметил связь между напряжением и дыханием, когда, будучи кандидатом в корпус обучения резерва, стрелял из карабина в тире. Несмотря на мои старания, пули не попадали в центр мишени. Наблюдая за мной, инструктор посоветовал мне сделать три глубоких вдоха и выдоха и нажать на спуск на третьем выдохе. Он также сказал, что если я буду задерживать дыхание во время стрельбы, то моё тело будет напряжено и рука будет дрожать. Он был прав, что я и подтвердил своим следующим выстрелом. Этот случай я хорошо запомнил, но я не применял в жизни это открытие вплоть до времени своего лечения у Вильгельма Райха. Терапия у него наглядно дала мне понять, как часто я задерживаю дыхание. Я мог бороться с этой тенденцией, концентрируя внимание на дыхании. Полезность этой концентрации я мог отметить не один раз во время лечения у стоматолога. Когда я лежу на зубоврачебном кресле, я концентрируюсь на свободном и глубоком дыхании, стараясь одновременно максимально расслабиться. Если дантист не сверлит в сверхчувствительном месте, боль легко переносится и нет нужды в новокаине. В течение нескольких последующих лет после терапии у В.Райха я работал над своим дыханием».

Холотропное дыхание, ребёфинг, вайвейшн, Дыхание-Музыка-Движение используют разные вариации связного дыхания для трансформационной работы в измененных состояниях сознания.

Вадим Демчог в «Самоосвобождающейся игре» предлагает собственную классификацию дыхательных паттернов:

    «В ИГРЕ дыхание классифицируется следующим образом:

 

  1. зритель в нас дышит в частоте соответствующей дельта-волнам. Можно сказать, что это тайное, «затаенное» дыхание, или, даже, «отсутствующее» дыхание. Не даром говорят, — «смотрит, затаив дыхание». Это очень глубокое, нижнее дыхание, которым дышат новорожденные дети: всем телом, т.е. воздух входит не только через нос или рот, но как бы, через поры кожи всего тела.
  2. актер в нас дышит в частоте, соответствующей альфа-волнам. Это среднее, сконцентрированное дыхание художника, находящегося в процессе творчества. У такого дыхания есть цель, направление, мотивация, миссия, оно сильное и организованное. Мне нравится называть его жестоким дыханием.
  3. роль в нас дышит в частоте бета-волн. Это верхнее дыхание, способ, которым дышит современный взрослый человек. Известно, что стрессы и беспокойства заставляют нас укорачивать дыхание, формируя верхнее, беспокойное (соревновательное) дыхание, ограниченное верхней частью грудной клетки».

Далее Демчог предлагает форму дыхания – «Дыхание Мифа», объединяющую все три паттерна.

Каждая из упомянутых техник достойна тщательного изучения и практического использования, сравнительный их анализ – тема для отдельной большой книги.

Тезис 5. Существуют разные варианты встраивания дыхательных техник в структуру Магического Театра

Ниже приводятся некоторые варианты того, как могут использоваться дыхательные психотехники в ходе семинаров Магического Театра.

Дыхательная сессия или тематические контекстуальные дыхательные практики до начала Магического Театра для:

  • активации бессознательного материала (сродни тому, как в 50-60-е годы в классическом психоанализе на Западе применяли малые дозы ЛСД, или в 80-е годы – МДМА в психотерапии, когда эти препараты не были запрещены из-за неконтролируемого злоупотребления);
  • поднятия групповой энергии в малоэнергетичной группе;
  • создания Атмосферы (контекстуальные практики)


Дыхательные упражнения в ходе самого Театра для:

  • активации групповой динамики;
  • релаксации;
  • выхода из «зависания» Театра;
  • провокации катарсиса;
  • изменения Атмосферы.

Отдельные дыхательные упражнения или большая дыхательная сессия (до 1, 5 часов) после проведения МТ с целями:

  • выравнивания энергетики и снятия избыточного напряжения (при необходимости);
  • как мостик между МТ и реальной жизнью (контекстуальные практики с использованием музыкального сопровождения с текстом);
  • как эмпатическая групповая практика вместо традиционного проговаривания процесса.

 

Список литературы

  • В.Лебедько, Е.Найденов, Д.Орехова. Магический Театр и Архетипические Технологии.
  • А.Ухтомский. Доминанта.
  • В.Козлов. Психология дыхания, музыки, движения.
  • В.Козлов. Психотехнологии измененных состояний сознания.
  • С.Гроф. Холотропное дыхание.
  • С.Гроф. ЛСД-психотерапия.
  • В.Демчог. Самоосвобождающаяся игра.
  • В.Райх. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии.
  • В.Райх. Характероанализ.
  • А.Лоуэн. Любовь и оргазм.
  • А.Лоуэн. Психология тела: биоэнергетический анализ тела.
  • Нэнси Зи. Искусство дыхания

 

Всё о развитии человека и самопознании